
Coca-Cola
Мировая известность и основные бренды
Компанию Coca-Cola основал в 1892 в году американский предприниматель из Атланты Эйза Кендлер, который после смерти создателя кока-колы Джона Пембертона приобрел права на производство сиропа для приготовления напитка. В этом же году Кендлер зарегистрировал товарный знак Coca-Cola.
Напиток быстро набирал популярность, и уже через несколько лет он был представлен в нескольких штатах. Изначально попробовать кока-колу можно было только в аптеках, где сироп смешивали с водой и продавали порцию напитка за 5 центов. Позднее один из продавцов придумал предлагать кока-колу в бутылках. Покупатели теперь могли насладиться напитком не только в аптеке, но и забрать несколько порций домой.
С 1899 Coca-Cola начинает работать с ботлерами — предприятиями, которые занимаются розливом и дистрибуцией напитка на всей территории США. В 1906 году Coca-Cola выходит за пределы страны: линии по розливу начинают работать на Кубе, в Панаме и Канаде, а в 1912-м — на Филиппинах (на тот момент американская колония).
В 1915 году для колы придумали бутылку, чтобы выделить ее среди однотипной тары. По одной из версий, дизайнер, который ее создал, вдохновился изображениями плода какао, перепутав название ингредиентов напитка. Бутылка, изображенная в патенте, слегка отличается от той, к которой привыкли покупатели, так как компания захотела скорректировать дизайн. Форма плода какао при этом осталась без изменений.
В 1919 году Coca-Cola приобрел банкир Эрнест Вудрафф и его партнеры. Вскоре пост президента корпорации занял сын Эрнеста Вудраффа Роберт. Одним из его главных достижений можно считать экспансию Coca-Cola на международный рынок. При Роберте Вудраффе был создан отдел внешнеторговых операций, который в 1930 году выделился в отдельную компанию — Coca-Cola Export Corporation. К началу Второй мировой войны кока-колу разливали уже в 44 странах. После окончания конфликта число государств, наладивших производство кока-колы, удвоилось.
В послевоенное время начался период изменений: кока-колу стали выпускать в бутылках объемом 0,33 и 0,77 литра. Позднее напиток начали продавать в алюминиевых банках и пластиковых бутылках. С 1960-х в США производили напитки Fanta и Sprite, а после приобретения компании Minute Made ассортимент продукции Coca-Cola пополнился фруктовыми соками. В 1980-е в США появилась Diet Coke, а на европейский рынок под разными брендами — Bonaqua, BonAqua и BonAqua Silver — поступила питьевая вода в бутылках.
В конце 1990-х Coca-Cola выкупила товарные знаки Schweppes, Dr Pepper, Canada Dry и Crush для производства в России и ряде других стран. В 2000-е в США вышла Coca-Cola Vanilla и Coca-Cola Zero, а Sprite стал третьим брендом компании, после Coca-Cola и Coca-Cola light, продажи которого достигли 2 млрд упаковок в год. Компания сохраняет лидирующие позиции на рынке безалкогольных напитков в США: ее доля с 2004 года не опускалась ниже 40%.
В 2018 году Coca-Cola выпускала более 4000 продуктов на 900 заводах по всему миру и владела 500 брендами, 21 из которых стоил больше 1 млрд долларов. В 2020 году корпорация сообщила, что планирует сократить число брендов на 50%. В Coca-Cola пояснили, что намерены сосредоточить внимание на продуктах «с наибольшим потенциалом роста потребительской базы».
C 2015 года Coca-Cola возглавляет рейтинг самых дорогих мировых брендов безалкогольных напитков по версии Brand Finance. В этом году агентство оценило стоимость бренда в 33,1 млрд долларов. Pepsi стоит почти в два раза меньше — 18,3 млрд долларов.